Дилемма социалистов. Op-Ed Виктора Пелина

Все зависит от того, чего действительно хотят члены партии: новое начало или продолжение проекта Игоря Додона. Другими словами, дилемма ПСРМ состоит в следующем: реформирование и избавление от людей, которые подорвали национальный консенсус и раскололи общество, или самоизоляция наряду с представителями российского имперского фронта в Республике Молдова...”
---


Съезд смельчаков или проигравших

Республиканский совет Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ) принял решение о созыве съезда партии, в рамках которого предстоит переизбрать Игоря Додона на пост председателя на следующие 4 года. Хотя это решение Республиканского совета является более чем странным, оно все же полезно, поскольку подчеркивает отсутствие внутренней демократии в ПСРМ. Во-первых, делегаты съезда могут иметь другое мнение, и выдвинут альтернативную Игорю Додону кандидатуру на должность главы формирования. Во-вторых, неясно, почему делегаты съезда должны переизбирать у руля формирования политика, который проиграл предвыборную конкуренцию за высшую должность в государстве. Ведь у Игоря Додона была вся власть, государственный аппарат и обилие финансовых, медийных, человеческих ресурсов-пропагандистов, троллей и др. В-третьих, навязывание априори решений может взорвать формирование с почти двадцатипятилетней историей, которое прошло через различные внутренние проблемы и конфликты, как, например, в случае спора между основателем формирования Валентином Крыловым и Игорем Додоном, избранным на должность председателя 18 декабря 2011 года в рамках X-го съезда формирования.

Республика Молдова нуждается в надежной, обновленной партийной системе, а возможное возвращение Игоря Додона к власти ПСРМ никоим образом не способствует преодолению фазы блуждания, а также не может способствовать укреплению формирования. Напротив, переизбрание Игоря Додона может создать политформированию проблемы в плане отношений, как с внутренними, так и с внешними партнерами. На самом деле у ПСРМ больше нет партнеров и союзников среди молдавских политических сил. А причиной является именно поведение Игоря Додона, который чаще всего не держит слово, или обманывает своих партнеров. Вот лишь несколько случаев, когда Игорь Додон проявил неуважение к своим политическим партнерам:

  • поклялся, что не покинет Партию коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), которая запустила его в большую политику, но нарушил свою клятву через полгода;
  • пообещал поддержку „Нашей партии” (НП) и ее лидеру Ренато Усатому в обмен на предвыборную поддержку во втором туре выборов в президентских выборах 2016 года, но когда увидел себя на коне - в должности главы государства, забыл о своих обещаниях. Более того, он  публично очернил Усатого, назвав его балаболом, когда тот потребовал выполнения обещаний. Поэтому на недавних президентских выборах Усатый был вынужден показать общественному мнению, кто на самом деле является балаболом;
  • поддерживал тайные отношения с исполнительным координатором молдавского руководства Владом Плахотнюком, который повлиял на решение Конституционного суда о возвращении к прямому избранию главы государства и оказал ему поддержку для избрания в 2016 году на эту должность, а затем заявил, что сыграл политическую шахматную партию;
  • пригласил парламентские политические партии на диалог, а после их отказа заявил, что его приглашение было лишь ловушкой, в которой он заманил потенциальных партнеров.

Во внешнем плане Игорь Додон находился на протяжении президентского мандата в квазитотальной изоляции. Его внешняя политика имела только один пункт назначения, совершая десятки посещений – один или два раза в месяц в Москву. В условиях санкций, введенных международным сообществом в отношении России, Игорь Додон оказал помощь президенту Путину, будучи единственным главой государства, который был рядом с ним на параде 2017 года. Тем не менее, в конце мандата Додона не принимал даже президент России. Более того, влиятельные политики, а также бывшие советники президента Путина или лидеры общественного мнения из России характеризуют Игоря Додона в очень негативных, уничижительных терминах, провоцирующих неловкость при публичном упоминании.

Вклад ПСРМ в политическую стабильность

Поражению Игоря Додона на последних президентских выборах предшествовала истеризация и разобщение граждан на протяжении всей избирательной кампании. Наиболее красноречивым доказательством в этом отношении является решение Суда Кишинева, в котором было установлено, что листовки предвыборного штаба Игоря Додона о контркандидате Майе Санду были дискредитирующими. Важно и то, как была оскорблена молдавская диаспора, которую Игорь Додон назвал параллельным электоратом, а ведь речь идет примерно о 1/3 граждан, которые помогают стране оставаться на плаву и избежать коллапса государственности.

На самом деле, Игорь Додон обязан многим диаспоре, но другой, не молдавской. Речь идет о сирийской диаспоре, которая в 2016 году способствовала его избранию на должность президента, очевидно, с помощью Влада Плахотнюка. Таким образом, без поддержки сирийской диаспоры и Влада Плахотнюка оказывается, что Игорь Додон больше не может стать главой государства. Поэтому члены ПСРМ должны задаться вопросом – чему может служить переизбрание Игоря Додона на должность председателя формирования? Предлогом для вступления в эту должность было бы именно то, что подорвало его избирательную кампанию - необходимость обеспечения политической стабильности. В связи с этим он утверждает, что: „В настоящее время в Республике Молдова есть два политических лидера: Игорь Додон с ПСРМ слева и Майя Санду с ПДС справа. Если хотим стабильности, эти две политические силы должны сотрудничать. Я не вижу проблем. Мы должны встретиться, быть политически зрелыми, обсуждать. Выборы прошли, надо забыть о ненависти предвыборного периода. Мы должны думать о том, что делать дальше с парламентом, с досрочными выборами 2021 года”. Любопытно, что Игорь Додон даже не задается вопросом, обладает ли он еще доверием, чтобы быть принятым в качестве партнера для восстановления столь желанной политической стабильности?

То, как Игорь Додон относился к своим политическим партнерам и контркандидату ясно показывает, что он больше не пользуется доверием. Это, в отличие от ПСРМ, которая имеет достаточно сильную поддержку со стороны граждан, которая должна быть использована после поражения Игоря Додона. В этих обстоятельствах, формирование должно принимать на предстоящем съезде разумные решения, такие как, например:

  • избрание лидера, который никак не может быть связан с вышеуказанными противоречивыми действиями Игоря Додона. Возможно, в этом смысле примар Кишинева Ион Чебан был бы подходящим кандидатом. Стоит отметить, что Иону Чебану удалось завоевать муниципалитет год назад, а недавно он не смог помочь Игорю Додону получить большинство голосов в муниципии, где проживает около ¼ избирателей страны. Это красноречивое свидетельство того, каким бременем является Додон для формирования;
  • пересмотр политической программы ПСРМ для возвращения к политической стабильности в стране. В связи с этим, приветствуется возвращение партии к современной социалистической доктрине, а затем ассоциация к прогрессивному Альянсу социалистов и демократов Европы;
  • восстановление национального консенсуса, провозглашенного в 2005 году в декларации парламента о политическом партнерстве для достижения целей европейской интеграции, может вернуть формирование в рейтинг политической жизни страны, превратив его в потенциального желанного союзника всех здоровых политических формирований. Переизбрание Игоря Додона во главе формирования делает невозможным эту перспективу, поскольку он и несколько его приближенных дискредитировали партнерство в 2014 году, когда приняли нынешнюю политическую программу ПСРМ.

Выводы

ПСРМ уже давно находится в кризисе. Доказательством этому может служить тот факт, что самое сильное формирование в Республике Молдова не может адекватно информировать даже своих членов о своей деятельности. Например, непонятно даже, каким по счету будет запланированный на конец года съезд, на котором Игорь Додон должен быть переизбран у руля формирования. С одной стороны, мы узнаем, что в Республиканском совете от 16 июня 2018 года было принято решение о созыве XVI съезда партии до парламентских выборов, целью которого является принятие новой политической программы. Парламентские выборы состоялись 2 года назад, а политическая программа так и не была пересмотрена, и осталась в действии принятая в 2014 году.

С другой стороны, тот же Республиканский совет ПСРМ решил 17 ноября 2020 года „созвать заседание XVI съезда ПСРМ до конца года”. Таким образом, выходит, что решение Республиканского совета двухлетней давности не было выполнено. Более того, неясно, состоялся ли XV съезд партии, потому что нет абсолютно никакой информации о его проведении. В целом, после прихода Игоря Додона и его союзников к руководству ПСРМ, общественное мнение было проинформировано только об организации с X-го по XIV съезд. Поэтому перед организацией повторно запланированного второго съезда под номером XVI члены ПСРМ должны разобраться в том, что произошло с XV, и вообще, если последний действительно прошел. Трудно представить, что самое богатое формирование в стране не способно выполнять свои уставные обязательства и собственные решения. Об этом следует проинформировать Министерство юстиции и Агентство государственных услуг.

Приведение в порядок уставных документов ПСРМ должно сопровождаться наказанием, согласно уставу, высшего руководства формирования, которое не смогло обеспечить его надлежащее функционирование. Необходимо ответить на принципиальный вопрос: руководство партии законно перешло Игорю Додону, который самопровозгласился неформальным лидером? Если это так, то он, принципиально, не должен конкурировать на должность главы ПСРМ. Нынешние лидеры формирования претендуют, что могут управлять страной, хотя на самом деле не могут правильно управлять даже собственным формированием.

Нет никаких сомнений в том, что вопрос относительно того, как ПСРМ намерена действовать в отношении переизбрания Игоря Додона у руля формирования это внутренняя проблема партия. Но важно, однако, чтобы съезд ПСРМ оценил деятельность Додона с момента его вступления в должность председателя формирования в 2011 году. Но он стал настоящим ренегатом, фактически отказавшись от марксистской доктрины, которую принял публично в апреле 2010 года, а затем социалистическую доктрину, когда присоединился к российскому имперскому фронту, филиал которого создал в Республике Молдова. С этой точки зрения место Игоря Додона находится рядом с другим ренегатом молдавской политики - Юрием Рошка, который из лидера Движения за национальное возрождение стал идеологом дугинизма в Республике Молдова, составной частью российского имперского фронта, филиалом которого руководит пропагандист ПСРМ.

С таким политическим багажом, было бы стратегической ошибкой переизбрание Игоря Додона у руля ПСРМ. Все зависит от того, чего действительно хотят члены партии: новое начало или продолжение проекта Игоря Додона. Другими словами, дилемма ПСРМ состоит в следующем: реформирование и избавление от людей, которые подорвали национальный консенсус и раскололи общество, или самоизоляция наряду с представителями российского имперского фронта в Республике Молдова.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.