День Независимости. Op-Ed Виктора Пелин

В ближайшее время День вина, так же как и День диаспоры, который на протяжении многих лет регулярно отмечается в преддверии Дня Независимости, могут стать для граждан популярнее, чем сам День Независимости. В этих обстоятельствах может появиться идея совместного празднования дней диаспоры и Дня Независимости. Было бы грустно, если так случится...
---

Отношение граждан ко Дню Независимости

Декларация о независимости, принятая 27 августа 1991 года, ссылается на тысячелетнее прошлое нашего народа и его непрерывную государственность в историческом и этническом пространстве его национального становления и провозглашает Республику Молдова суверенным, независимым и демократическим государством, свободно решающим свое настоящее и будущее без какого-либо вмешательства извне. После этого заявления не должно быть никаких сомнений относительно того, что День Независимости является главным национальным праздником Республики Молдова. К сожалению, реальность другая, и подтверждением этому является позиция граждан, которая из-за трудно преодолимой инерции, сохраняется неизменной на протяжении многих лет.

Социологические исследования, проведенные в рамках Барометра общественного мнения (БОМ) показывают, что для молдавских семей наиболее важными праздниками являются религиозные – 88%, что вполне естественно. Удивительно, но национальные праздники отмечают только около 2% граждан. Социологи установили, что День Независимости отмечают, как и День вина, около 20% граждан. Для сравнения стоит отметить, что День победы - 9 мая отмечают 30% граждан; 8 марта - 50%; праздник села - 70%; Пасху и Рождество – 90%.

Есть несколько объяснений предпочтениям, изложенным выше. Тем не менее, в первую очередь стоит послушать самых активных героев событий августа 1991 года. Недавно один из соавторов Декларации о независимости Василе Недельчук опубликовал на страницах газеты Ziarul de Gardă от 20 августа очень интересные подробности о контексте разработки текста документа, принятого парламентом 27 августа 1991 года. Главный вывод заключается в том, что, по сути, Декларация независимости Республики Молдова была косвенной, реализованной в контексте августовского путча 1991 года. Молдова была среди последних советских республик европейской части СССР и Южного Кавказа, которые провозгласили независимость от советской империи. Воспоминания соавтора Декларации о независимости показывают, что компетентная группа людей, несмотря на малочисленность, воспользовавшись обстоятельствами, смогла совершить исторические события благодаря решимости и взяв на себя ответственность и риски.

Лидеры Движения национального возрождения того времени заслуживают уважения и благодарности граждан за то, что у них было мужество и ясновидение, чтобы преодолеть противостояние аграрно-коммунистического парламентского большинства, добившись принятия независимости в очень сложных условиях. Сожаления Василе Недельчука связаны с тем, что „мы провозгласили независимость, но все же понимаем, что на площади Великого Национального Собрания в тот день не было миллиона человек, как было сказано. Потому что, если быть реалистами, количество людей, которые были на ПВНС, не представляло большую часть населения республики, села все еще спали мертвым сном”. Апатия и отсутствие крупномасштабного боевого характера для достижения объявленных целей впоследствии проявились неспособностью использовать возможности провозглашения независимости, как это было в случае Стран Балтии.

Как молдавские политики воспользовались независимостью

После провозглашения независимости, Республика Молдова в полной мере воспользовалась поддержкой международного сообщества, обеспечив себе быстрое вступление в важнейшие международные учреждения, техническую и финансовую поддержку для восстановления всех институтов государства на новых, демократических основаниях. Тем не менее, цена перехода, но особенно качество политического класса, оставила свой след на восприятии граждан. После первых 10 лет независимости, в 2001 году ностальгия молдавских граждан по временам стабильности брежневского период была использована Партией коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), которая на парламентских выборах получила конституционное большинство в 71 мандат, ставя под сомнение саму независимость страны. В связи с этим политический статус и программа ПКРМ прямо предусматривали, что формирование, являясь полноправной частью Союза коммунистических партий бывшего СССР, „считает укрепление этой структуры необходимым политическим условием для формирования на добровольной и возобновленной основе федерации равноправных суверенных республик”. Вот и первое упоминание о возможной активации ст. 142 Конституции, предусматривающей, что положения о суверенном, независимом и унитарном характере государства могут быть пересмотрены. Политические основания для этого существовали, но под давлением обстоятельств ПКРМ была вынуждена пересмотреть свои уставные и программные цели, провозгласив европейскую интеграцию необратимым и естественным приоритетом внутренней и внешней политики Правительства Республики Молдова”. Несмотря на это, в 2009 году, после восьми лет правления ПКРМ, около 48% молдавских граждан сожалели о распаде СССР.

Устранение ПКРМ от власти в 2009 году кардинально изменило ожидания граждан от европейской интеграции страны. В то время любопытно было то, что, несмотря на то что относительное большинство граждан сожалело о распаде СССР, однако абсолютное большинство связывало свои надежды с европейской интеграцией страны. Однако Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ) 2009-2015 годов сыграл негативную роль, разочаровав граждан. Коррупционные скандалы и кража миллиарда привели к тому, что в 2016 году количество ностальгирующих по СССР достигло аж 59%. В таких условиях неудивительно, что лидер Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ) выиграл прямые президентские выборы в ноябре 2016 года, и эта победа была достигнута вскоре после открытия в Кишиневе филиала самой шовинистической организации России - Изборского клуба, целью которого является возрождение российского империализма. В связи с этим, учитывая события, связанные с аннексией Крыма Россией и войной в Донбассе, а также заявления президента Путина о том, что Россия может претендовать на возврат „подарков российского народа бывшим советским республикам”, нельзя недооценивать угрозы в адрес независимости Республики Молдова.

Выводы

Всех этих примеров достаточно, чтобы понять, почему День Независимости не имеет должного места в ранге ценностей граждан. Никто не может упрекнуть граждан в их восприятии, они такие, как были воспитаны. Тем не менее, в преддверии нового избирательного цикла политики, претендующие на знание путей вывода страны из тупика, должны исправить свой подход. Интенсивное и грамотное общение с гражданами имеет решающее значение в этом отношении. В противном случае дальнейшее колебание и жонглирование восприятиями граждан может только усугубить тенденцию депопуляции Республики Молдова, которая уже потеряла около 1/3 своей рабочей силы.

В ближайшее время День вина, так же как и День диаспоры, который на протяжении многих лет регулярно отмечается в преддверии Дня Независимости, могут стать для граждан популярнее, чем сам День Независимости. В этих обстоятельствах может появиться идея совместного празднования дней диаспоры и Дня Независимости. Было бы грустно, если так случится.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.