Был ли организован голод в МССР в 1946–1947 годах? Могли ли и хотели ли советские власти предотвратить его разрушительные последствия? Дебаты в IPN

Голод 1946–47 годов был организован тогдашними советскими властями. Таков смысл постановления, принятого парламентом Молдовы 7 апреля 2022 года, которым был учрежден „День памяти жертв организованного голода 1946–1947 годов”. В том же официальном государственном документе отмечается, что советские власти могли бы спасти около 200 тысяч жизней молдаван, погибших в те годы, но не сделали этого. Почему сегодня сохраняется ностальгия по государству, которое морило голодом и доводило до голодной смерти собственных граждан? Этот вопрос обсудили участники публичных дебатов „Был ли организован голод в МССР в 1946–1947 годах? Могли ли и хотели ли советские власти предотвратить его разрушительные последствия?”, организованных информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан отметил, что голод – это социальное бедствие, ведущее к недоеданию и массовой гибели населения. „Если говорить о том, кто несет ответственность за голод, то, конечно, существуют объективные факторы, такие как засуха, но есть и факторы, связанные с органами государственной власти. Голод в Республике Молдова, как и „голодомор” в Украине, содержит и элементы организованного голода, потому что пища – это базовая потребность граждан, а те, кто сталкивается с голодом, теряют волю к сопротивлению социальным экспериментам”, - пояснил Боцан.

По его словам, власти несут ответственность за продовольственную безопасность страны. В Республике Молдова в начале июня глава государства созвала заседание Высшего совета безопасности, на котором была поставлена задача в трехнедельный срок разработать стратегию продовольственной безопасности и план мер по регулированию экспорта продуктов в период 2022–2023 годов. Ведь было понятно, что в стране – засуха. Аграрии также представили ряд рекомендаций. Ведущую роль в международных усилиях по недопущению голода играет Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО).

Что касается ностальгии, отметил эксперт, то это не более чем сожаление о чем-то ушедшем, чего уже не вернуть. „В советский период на первый план выдвигали лишь вещи, позитивные для репутации тогдашнего режима, а крайне негативные вещи, такие как организованный голод, три волны депортаций, страдания, которые пережили наши соотечественники, скрывали. Лишь недавно был опубликован ряд исследований молдавских историков, отражающих картину во всей ее полноте. Те, кто страдает ностальгией – абсолютно нормальным чувством – должны достойно излечиться от этой ностальгии, постараться узнать обо всех элементах режима, который вначале воцарился в Республике Молдова в 1940 году и вернулся в 1944-м”, - отметил Игорь Боцан.

По словам доктора хабилитат технических наук и бывшего министра сельского хозяйства Василе Бумакова, хоть он и не историк по образованию, он имеет право высказываться на эту тему, потому что он работал и жил в нескольких странах, где ностальгия объясняется иначе, чем у нас. „В первую очередь мы сталкиваемся с ностальгией. Думаю, что ностальгия – это нормальное явление для каждого человека. Ностальгия, которая присутствует в нашем обществе, и с которой я, как министр, пытался разобраться, чтобы понять: почему люди ностальгируют по ушедшей, неэффективной, террористической системе? Я пришел к выводу, что дело не в системе. Люди ностальгируют по своей молодости”, - считает бывший посол Республики Молдова в Японии Бумаков.

По его мнению, частично в основе ностальгии лежат воспоминания о молодости, а остальная часть ностальгии основана на лжи. „В советское время говорили только о хороших вещах, их даже преувеличивали, а плохое скрывали, как это было с организованным голодом. Убеждения человека формируются только в период молодости. То, что запало ему в голову в молодости, оттуда уже не вытащишь. Нам нужна подлинная образовательная система, основанная на исторической правде. Наша система продолжает оставаться советской системой образования. Поэтому у нас в обществе сохраняется эта проблема ностальгии. Частично она правдива, потому что любой нормальный человек ностальгирует по своей молодости. Но есть и зацикливание на исторической лжи. Эта ностальгия является результатом пропаганды – с телеэкранов, в социальных сетях и т.д.”, - добавил Василе Бумаков.

Лидия Пэдуряк, доктор исторических наук из Государственного университета им. Алеку Руссо в Бэлць, заявила, что обсуждение темы голода не должно оставлять места для толкований, так как они обязательно приведут к недопониманию между поколениями. „Когда речь идет о голоде 1946–1947 годов в МССР, нужно настаивать на том, что он был вызван тоталитарным коммунистическим режимом. Мы должны учитывать, что голод и депортации характерны только для тоталитарных режимов. Об этом говорит история”, - объяснила историк.

По ее словам, согласно официальной статистике, в 1946–1947 годах в МССР умерло около двухсот тысяч человек. И эта цифра составляет около 10% населения бывшей МССР. „О голоде в МССР известно очень мало. На самом деле эти 200 тысяч человек  мы соотносим к населением всей МССР, то есть включая районы на левом берегу Днестра. Однако если мы посмотрим на статистику смертности, статистику больных дистрофией, то увидим, что в левобережных районах рождаемость и смертность были на одном уровне, а на правом берегу уже в 1947 году смертность составляла свыше 300% от рождаемости. Из этого можно понять, что эти 200 тысяч жертв голода на самом деле составляют гораздо больший процент от всего населения, если рассматривать только территории на правом берегу Днестра”, - указала Пэдуряк.

По ее словам, утверждения о том, что кремлевские власти не знали о происходящем в МССР, не соответствуют действительности. Ведь архивные документы ясно показывают, что в 1946 году из МССР постоянно поступала информация о большом количестве страдающих дистрофией. „Знаете, что хуже всего? Это то, что свидетельства тех, кто больше всего пострадал, кто умер во время того голода, – уже не поддаются восстановлению. Историки добыли и добывают по сей день свидетельства выживших, и каждое тематическое исследование, каждая семья имеет собственную историю выживания. В те годы действительно случилась засуха, но имеются документы об урожаях, и они показывают, что нехватка продовольствия была не слишком острой, ее можно было возместить за счет небольшой помощи от государства. Но тогдашнее государство, напротив, ввело непропорционально высокие налоги, которые собирали в виде сельскохозяйственной продукции”, - утверждает Лидия Пэдуряк.

Публичные дебаты „Был ли организован голод в МССР в 1946–1947 годах? Могли ли и хотели ли советские власти предотвратить его разрушительные последствия?” стали 2-ми в цикле „100 лет под знаком СССР и 31 год без СССР: Ностальгия по химерам”. Цикл дебатов организован агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.